Миф о Падшем ангеле

Posted: Февраль 3, 2009 in Мифы и легенды, Тёмные начала
Метки:

Миф о Падшем ангеле в христианство пришёл из иудаизма, как и все основные ветхозаветные христианские постулаты, наспех собранные в библейский компилят. В иудаизме была вообще разветвлённая демонологическая система, настолько же разветвлённая, насколько ветвится Древо Сефирот. Но нас интересует собственно Сатана.

В идуазиме его настоящее имя — Самаэль, сатана — прозвище, которое обозначает скорее его должность злого ангела. Легенда о том, что Сатана возгордился и за это его спихнули с небес иудаистической традиции не соответствует. Соответствует легенда о том, что Самаэль искусил Хаву (Еву), за это его выперли из ангелов, предварительно оборвав шесть крыльев из двенадцати. На самом деле это метафора перевода из высших миров в низшие, на более низкую и неприятную должность.

Должностей у Самаэля три — искуситель, обвинитель и ангел смерти. То есть, он сначала искушает, если человек впадает в грех, он его сурово обвиняет потом после смерти перед Богом. Когда грешник умирает, Самаэль приходит за ним с зазубренным ножом, окроплённым ядом.

При переводе с одного языка на другой, а так же ассимиляции культур, слово «сатана» стало обозначать человека, который препятствует. В таком контексте оно упоминается и в Библии. Как ангел-обвинитель Сатана впервые упоминается в Книге пророка Захарии. «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Зах 3:1).

В Книге Иова Сатана тоже подчинённый Богу ангел, он имеет много возможностей, но лишь с его позволения. Соперником Богу Сатана не является. (И, разумеется, это логично)

В дальнейшем развитии христианских мифов сатане отводится всего лишь символическая роль зла. Он почти не персонифицирован.

Дьявол — это всего лишь перевод еврейского слова «сатана» на греческий.

Откуда же взялась легенда о возгордившемся падшем ангеле Люцифере?

Давай отрешимся от мистической составляющей священных книг и вспомним, что их писали люди и писали зачастую с весьма прагматическими целями. Поскольку в любые времена тоталитаризма и прочего властного диктата не позволено было открывать рот на власть, местным революционно настроенным личностям приходилось использовать эзопов язык. Именно так рождались книги различных пророков и прочие откровения. Видеть в них предсказание будущего может лишь человек с очень мифологическим менталитетом.

Так родилась Книга пророка Исайи. Очень уж страдал Исайя от тирании некого Вавилонского царя, посему в своей прокламации-пророчестве грозил ему всяческими карами небесными.

И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! (Ис.т 14:3,4)

В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. (Ис. 14:11,12)

Вот и проявилось имя горделивого Денницы, которое потом перевели на латынь как Люцифер, и в таком виде Книга Исайи вошла в канон. Исайя вроде бы в этом отрывке говорит о падшем сатане, который возгордился, но имеет в виду лишь зажравшегося царька.

Тем не менее, легенда пошла гулять в умах тогдашних философов. Люцифера как такового нет в каноне, но о нём стали складываться легенды. Вкупе с обрывками знаний о падшем ангеле человечество получило Люцифера, отождествлённого с Самаэлем-сатаной.

Так, как же развивался образ Сатаны во времени? Любопытно, что по-сатанински наоборот — от персоны до стихии, тогда как все положительные боги развивались от стихии до персоны. Сначала он был классическим трикстером, ради любопытства и шутки совративший чужую женщину. Потом трикстер превратился в нечто богоподобное, умеющее противостоять другому богу. И, наконец, он стал просто разрушительной злой стихией.

Реклама
- комментарии
  1. Delvin:

    Увы — очень не убедительно.
    1) Самаэль и Сатана ничем с друг другом не связаны, по карйней мере из текста это не следует.
    Сатана как обвинитель на страшном суде — да. при чем тут все остальное?
    2) Дьявол — вовсе не перевод Сатаны на греческий. дьявол упоминается в библии наравне с Сатаной и независимо от него.
    3) » Исайя вроде бы в этом отрывке говорит о падшем сатане» — фантазия. К тому же легенда об утренней звезде уже существовала на тот момент, что и позволило Исайе такое сравнение. Легенда о Люцифере куда старше чем данный источник

  2. Malum Universum:

    Знаю твою точку зрения, пусть она остаётся с тобой, как часть твоих личных изысканий по теме)))
    К тому же, ты не назвал ни одного источника, подтверждающего эту точку зрения, так что, не вижу хоть какой-то научной ценности ни в одном из названных пунктов.
    Извини, но именно твои слова кажутся мне не то, что не убедительными, а вообще взятыми с потолка для «лишь бы поспорить». )))

  3. Delvin:

    1. Ты сделала утверждение ничем его не обосновав. Я лишь указываю на это. Кто из нас тут должен приводить источник? Откуда Самаэль = Сатана?
    2. Аналогично — источник у меня библия, где Дьявол и Сатана упоминается одновременно. Если ты утверждаешь, что это ошибки перевода — приведи источник. Откуда вязлось утверждение, что Дявол — перевод Сатаны, а не отдельная личность?
    3 По какой причине царя сравнивать с сном зари и Денницей, да еще и намекать на то что он упал также, если легенда о деннице и сыне зари уже не существовала до этого. Это метафора — героя современности сравнивают с героем легенды и проводят параллель. Если бы легенды не было, то сравнение получается довольно нелепым. Хотя тут ты можешь сказать ,что сия логика приятнута за уши_ так что третий пункт оставим — спорить бесполезно:)

  4. Malum Universum:

    1. Например, здесь.
    Кроме того, поговори с ортодоксальными иудеями, они расскажут ещё более интересные вещи)

    2. Нет, я утверждаю иное. Слово «диаболос» изначально, подчёркиваю, никакого отношения к Сатане не имело, это просто клеветник. А вот далее, да, начались ошибки перевода, и дьявола стали отождествлять с сатаной. См., например, «Мифы народов мира», том первый.

    3. Сначала приведи мне легенду о деннице — источник именно христианский или хотя бы гностический, которая существовала ДО царя. Тогда и поговорим. )))

  5. Люцифер:

    Я не пойму-так ведь он обосновал.Пусть не сильно,но обосновал.По крайней мере он не пляшет под общую дудку и готов спорить,а это, не в пример вам,смело!

  6. Велиана:

    сколько людей столько и мнений я много читала и могу подтвердить мнение Malum Universum: что Самаэль и Сатана это одна и та же личность только с разных языков

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s